МАДОУ «ДС №378 г. Челябинска»
Музыкальный
руководитель
Селезнева
Т.М.
Использование
информационных технологий в музыкальном развитии детей группы кратковременного
пребывания «Крошка»
В современном
стремительно развивающемся мире молодые родители все чаще задумываются о раннем
развитии своих малышей. Раннее развитие
у детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе
и, наконец, счастливой жизни.
Введение ребенка в яркий,
эмоциональный мир музыкального искусства так же начинается с раннего возраста. Современные нейропсихологи утверждают следующее –
формирование слуха у эмбриона начинается в 4,5 месяца. Ребенок, находясь в
утробе, слышит, чувствует звуки, мамин голос и музыку. Вот почему пренатальные
психологи рекомендуют разговаривать с еще не родившимся малышом, петь ему
колыбельные, включать мелодичную музыку для него. После рождения слух начинает
развиваться интенсивно, пик развития приходится на период от 2,5 до 3,5 лет. В
это время мозг ребенка словно губка впитывает колоссальные объемы информации,
сенсорно познает мир. Если мозг имеет достаточно пищи для познания – восприятие
утончается, становится более совершенным.
Музыка, игра, пение, пляски создают
положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие
малыша, его душевное и физическое здоровье. Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на
музыкальных занятиях теснейшим образом связаны с радостными переживаниями, а
также с выполнением игровых приемов воспитания. Чем интереснее, разнообразнее и
радостней содержание музыкального материала занятий, тем более он способствует
проявлению активных голосовых и двигательных реакций ребенка (эмоциональные
возгласы, общее оживление, ритмический говорок, улыбка, попытки произвести те
или иные, связанные со звуками музыки действия). Хороший результат дает только
то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием. Особенно высока у детей
потребность в двигательной активности. Ограничение движений, бедность и однообразие
впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.
Детей привлекает все яркое, движущееся, звучащее, блестящее. У них рано
формируется потребность общения со взрослыми. Мимика, жесты, действия взрослого
с предметами вызывают желание повторить их. В то же время для ребенка
характерна незавершенность действий, неустойчивость формирующихся умений и навыков.
Дети легко отвлекаются по самым незначительным поводам.
Раннее
музыкальное развитие детей, как и любое раннее
развитие ребенка, немыслимо без
активного участия родителей. На базе нашего детского сада с 2006г работает группа
кратковременного пребывания «Крошка», которую посещают дети вместе с родителями,
где я занимаюсь музыкальным развитием детей. Я стараюсь организовать
музыкальное воспитание таким образом, чтобы учитывались возрастные особенности
детей, эмоциональное состояние малыша. Моя работа с детьми раннего возраста направлена
на решение следующих задач:
1) дать детям радость и побуждать их к
активности;
2) дать яркие, художественные музыкальные впечатления;
3) привить интерес и любовь к музыке, развивать
музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
На
сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего развития.
Характерной особенностью методики наших занятий является игровая форма подачи музыкального
материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что
превращает занятия музыки с малышами в весёлую обучающую игру. Занятия проходят
1 раз в неделю с октября по май, в группе занимается по 10 детей вместе с
родителями. Кроме занятий, в течении этого времени мы проводим два праздника: «Новый год» и
«Выпускной».
Методический материал,
который используется в образовательной деятельности с малышами соответствует
ФГОС. Я пользуюсь программами: «Ясельки» под ред. И. Новоскольцевой и И.Каплуновой;
« Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко и А.Бурениной,«Камертон»Э.П.
Костиной.Конечно, большим подспорьем являются труды: «Музыкальное воспитание
детей раннего возраста» Т.С.Бабаджан, «Игры и занятия для малышей» А.И. Ануфриевой,
О.М. Митюковой, «Музыкальное воспитание младших дошкольников» И.Л.Дзержинской. Для
проведения занятий с малышами кроме музыкального и методического материала
требуется большое количество атрибутов: платочки разного цвета, погремушки,
бубенчики, колокольчики, снежинки, снежки, морковки, листочки, ленточки, а так
же музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, шейкеры, окарины.
Для
подачи иллюстративного материала я активно использую технические средства:
компьютер, телевизор, видеопроектор,синтезатор.
За время работы, я
обратила внимание на то, что дети очень положительно реагируют не только на
игрушки, но и на картинки с экрана. Особенно им нравятся клипы детских песенок,
в которых машина едет, самолет летит, лошадка скачет и т.д. Важное значение
имеет аранжировка того или иного музыкального материала. По мнению А.Н.Зиминой,
фортепиано, как инструмент, надо вводить только с 3-го года жизни. Синтезатор в
этом отношении практически универсален. Он позволяет сделать любой музыкальный
материал доступным даже для очень маленьких детей. Например: для игры
«Колокольчики» очень хорошо подходит звук вибрафона, для игры «Дудочка» - звук
флейты, или кларнета. Практически на каждом занятии я использую мультимедийный
материал, который можно найти в интернете, а так же сделать самостоятельно. Это
маленькие клипы на тот музыкальный материал, который есть в программе «Ясельки».
Длительность таких песенок от 20 до 30 секунд. Прослушав и посмотрев такой
видеоряд, ребенок не сможет устать, тем более, что я ввожу не более одного показа на занятии. Для создания
некоторых клипов иногда пользуюсь старыми отечественными мультфильмами. Выбираю
из них нужные кадры и накладываю свой музыкальный материал. Так получился «Петушок»,
который создан на основе мультфильма «Петух и краски», «Воробей» («Высокая
горка»). Надо отметить, что старые советские мультики – это очень богатый
материал для тех, кто увлекается такой работой.
Авторские работы для малышей: «Курочка»,
«Цап-царап», «Дождик», «Зима прошла», «Петушок», «Кап-кап», «Птичка»,
«Самолет», «Воробей», «Бобик» можно посмотреть по ссылке:
Я люблю заниматься с
малышами, люблю их непосредственность, отзывчивость, открытость. Иногда бывает
сложно сосредоточить их внимание, вот тогда на помощь и приходят гости с экрана. Для того чтобы найти нужный
образ, приходиться перебрать большое количество различного материала: книги с
иллюстрациями, картинки в интернете, мультфильмы, при этом сам получаешь
огромное удовольствие, когда находишь то, что требуется.
Современный
мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем
немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше,
душевнее, честнее, а главное, счастливее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий