mixcraft

Из опыта работы


МАДОУ «ДС №378 г. Челябинска»
Музыкальный руководитель 
Селезнева Т.М.

Использование информационных технологий в музыкальном развитии детей группы кратковременного пребывания «Крошка»
В современном стремительно развивающемся мире молодые родители все чаще задумываются о раннем развитии своих малышей.  Раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе и, наконец, счастливой жизни.
Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства так же начинается с раннего возраста. Современные нейропсихологи утверждают следующее – формирование слуха у эмбриона начинается в 4,5 месяца. Ребенок, находясь в утробе, слышит, чувствует звуки, мамин голос и музыку. Вот почему пренатальные психологи рекомендуют разговаривать с еще не родившимся малышом, петь ему колыбельные, включать мелодичную музыку для него. После рождения слух начинает развиваться интенсивно, пик развития приходится на период от 2,5 до 3,5 лет. В это время мозг ребенка словно губка впитывает колоссальные объемы информации, сенсорно познает мир. Если мозг имеет достаточно пищи для познания – восприятие утончается, становится более совершенным.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье. Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на музыкальных занятиях теснейшим образом связаны с радостными переживаниями, а также с выполнением игровых приемов воспитания. Чем интереснее, разнообразнее и радостней содержание музыкального материала занятий, тем более он способствует проявлению активных голосовых и двигательных реакций ребенка (эмоциональные возгласы, общее оживление, ритмический говорок, улыбка, попытки произвести те или иные, связанные со звуками музыки действия). Хороший результат дает только то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием. Особенно высока у детей потребность в двигательной активности. Ограничение движений, бедность и од­нообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии. Детей привлекает все яркое, движущееся, звучащее, блестящее. У них рано формируется потребность общения со взрослыми. Мимика, жесты, действия взрослого с предметами вызывают желание повторить их. В то же время для ребенка характерна незавершенность действий, неустойчивость формирующихся умений и на­выков. Дети легко отвлекаются по самым незначительным поводам.
Раннее музыкальное развитие детей, как и любое раннее  развитие  ребенка, немыслимо без активного участия родителей. На базе нашего детского сада с 2006г работает группа кратковременного пребывания «Крошка», которую посещают дети вместе с родителями, где я занимаюсь музыкальным развитием детей. Я стараюсь организовать музыкальное воспитание таким образом, чтобы учитывались возрастные особенности детей, эмоциональное состояние малыша. Моя работа с детьми раннего возраста направлена на решение следующих задач:
1) дать детям радость и побуждать их к активности;
2) дать яркие, художественные музыкальные впечатления;
3) привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего развития. Характерной особенностью методики наших занятий является игровая форма подачи музыкального материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыки с малышами в весёлую обучающую игру. Занятия проходят 1 раз в неделю с октября по май, в группе занимается по 10 детей вместе с родителями. Кроме занятий, в течении этого времени мы проводим  два праздника: «Новый год» и «Выпускной». 
Методический материал, который используется в образовательной деятельности с малышами соответствует ФГОС. Я пользуюсь программами: «Ясельки» под ред. И. Новоскольцевой и И.Каплуновой; « Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко и А.Бурениной,«Камертон»Э.П. Костиной.Конечно, большим подспорьем являются труды: «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Т.С.Бабаджан, «Игры и занятия для малышей» А.И. Ануфриевой, О.М. Митюковой, «Музыкальное воспитание младших дошкольников» И.Л.Дзержинской. Для проведения занятий с малышами кроме музыкального и методического материала требуется большое количество атрибутов: платочки разного цвета, погремушки, бубенчики, колокольчики, снежинки, снежки, морковки, листочки, ленточки, а так же музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, шейкеры, окарины.
Для подачи иллюстративного материала я активно использую технические средства: компьютер, телевизор, видеопроектор,синтезатор.
За время работы, я обратила внимание на то, что дети очень положительно реагируют не только на игрушки, но и на картинки с экрана. Особенно им нравятся клипы детских песенок, в которых машина едет, самолет летит, лошадка скачет и т.д. Важное значение имеет аранжировка того или иного музыкального материала. По мнению А.Н.Зиминой, фортепиано, как инструмент, надо вводить только с 3-го года жизни. Синтезатор в этом отношении практически универсален. Он позволяет сделать любой музыкальный материал доступным даже для очень маленьких детей. Например: для игры «Колокольчики» очень хорошо подходит звук вибрафона, для игры «Дудочка» - звук флейты, или кларнета. Практически на каждом занятии я использую мультимедийный материал, который можно найти в интернете, а так же сделать самостоятельно. Это маленькие клипы на тот музыкальный материал, который есть в программе «Ясельки». Длительность таких песенок от 20 до 30 секунд. Прослушав и посмотрев такой видеоряд, ребенок не сможет устать, тем более, что я ввожу не более  одного показа на занятии. Для создания некоторых клипов иногда пользуюсь старыми отечественными мультфильмами. Выбираю из них нужные кадры и накладываю свой музыкальный материал. Так получился «Петушок», который создан на основе мультфильма «Петух и краски», «Воробей» («Высокая горка»). Надо отметить, что старые советские мультики – это очень богатый материал для тех, кто увлекается такой работой.  
Авторские работы для малышей: «Курочка», «Цап-царап», «Дождик», «Зима прошла», «Петушок», «Кап-кап», «Птичка», «Самолет», «Воробей», «Бобик» можно посмотреть по ссылке: 
Я люблю заниматься с малышами, люблю их непосредственность, отзывчивость, открытость. Иногда бывает сложно сосредоточить их внимание, вот тогда на помощь и приходят  гости с экрана. Для того чтобы найти нужный образ, приходиться перебрать большое количество различного материала: книги с иллюстрациями, картинки в интернете, мультфильмы, при этом сам получаешь огромное удовольствие, когда находишь то, что требуется.

Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше, душевнее, честнее, а главное, счастливее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий